Л. С. Выготский говорил об особой роли художественной деятельности как в развитии психической функции так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий искусством формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того это источник позитивных переживаний. Есть два пути воздействия художественными образами:
- путь восприятия;
- путь деятельности.
Хороша арт-терапия в работе с людьми с не сформированными навыками общения, для чересчур замкнутых, тревожных людей. Она помогает определить и выразить свои чувства, отреагировать их, снять напряжение, получить положительные эмоции. Это очень мягкий метод в работе с беременными женщинами, и женщинами, которые перенесли насилие. В работе с пожилыми людьми арт-терапия даст тоже очень хороший результат. Такие клиенты смогут повысить свой эмоциональный фон и найти дело по душе. Незаменима арт-терапия и в работе с детьми: для агрессивных и гиперактивных детей, при проработке страхов, помощи выхода из тяжелых жизненных ситуаций.
Есть мнение, что человек сам способен помочь себе изображая то, что подсказывает ему воображение. Возьмите в руки кисти и краски или просто карандаш и прислушайтесь к себе. Изобразив неприятные чувства вы отстранитесь от них и сможете быстрее от них избавиться, например разорвав рисунок, а изобразив что-то приятное, сможете любоваться на это снова и снова поднимая себе настроение. Это самые простые техники. Ниже приведены принципы, типы и структура проведения арт-терапевтических занятий.
В. В. Брофман предлагает следующие принципы
работы на коррекционном занятии
- Принцип ритуала (начинать и заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым действием, например, передавать по кругу кисточку и говорить о своих впечатлениях);
- Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д.);
- Принцип личностного общения (все участники группы могут общаться между собой, высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого участника и запрещает переходить на личности);
- Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так, как считаешь нужным»);
- Принцип авторства(подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
- Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
- Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
- Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
- Принцип права на ошибку (каждый имеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).
О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:
- Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет);
- Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
- Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).
М. Бетенски предлагает следующие этапы работы на занятии:
- Свободная активность перед творческим процессом – непосредственно переживание, медитация;
- Процесс творческой работы – создание образа, визуальное представление;
- Дистанцирование, процесс рассматривания;
- Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Литература
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми;
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии;
- Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании;
- Справочник педагога-психолога. Детский сад №05, 2012.
Интересная статья. Спасибо. Еще буду углубляться.
Желаю удачи. Очень глубоко раскрыт вопрос в книге Александра Ивановича. Советую почитать, если настроены серьезно.
Современная клиническая арт-терапия
Хорошо бы, если бы в школах, хотя бы раз в месяц, проводились занятия по арт-терапии с хорошим специалистом. Можно было бы на ранней стадии выявлять, какие у детей психологические проблемы.
В американских школах есть занятия для детей по арт-терапии. В такие группы попадают ребята с различными проблемами по направлению психолога. Проводить одно занятие со всеми раз в месяц не имеет большого смысла. Занятия должны быть регулярными и по определенному плану, в группе не более 12 человек. Выявить тревожных или агрессивных детей вполне может школьный психолог используя, например, тест «Несуществующее животное». Чаще всего в наших школах отправляют к психологу учеников, с которыми не может справиться учитель. И многие психологи используют арт-терапевтические методы в своей работе. Надо сказать, что в наших школах на одного психолога приходится слишком много детей, что часто делает невозможным качественное ведение психологического сопровождения.
Как я поняла, такой специальности, как арт-терапевт в России нет. Есть профессия психолог, и он может применять в своей работе методы арт-терапии.
В справочнике профессий такая специальность на данный момент не зарегистрирована. Но Российская ассоциация арт-терапевтов работает над этим вопросом.
Спасибо за ссылки на книги. Уже заказал в Лабиринте 🙂 Надеюсь, на приятное чтение.
Пожалуйста. Думаю, вы там найдете много полезной информации.
Арт-терапия работает просто: человек изображает свои эмоции на бумаге, а задача психолога состоит в том, чтобы правильно расшифровать переданное в рисунке и красках психологическое состояние пациента и помочь ему.
Сейчас читаю книгу «Путь к волшебству. Теория и практика арт-терапии», автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Очень интересная. Если не получится работать по этой специальности, все равно буду осваивать арт-терапию для себя.
Желаю вам удачи. Люди, которые влюблены в свою профессию, добиваются больших успехов и приносят много пользы своим клиентам.
Это сугубо информационный ресурс, где опубликованы различные статьи и новости, размещённая на нём информации даёт возможность более глубоко познакомиться с арт-терапией.