Киноистории о том, как человек, вопреки всему, стремится к своей заоблачной цели, далеко не новы. Однако мало кто, подобно режиссеру Джеймсу Грэю, отваживается скрупулезно препарировать всю подноготную такого нелегкого жизненного выбора. Показывая зрителю мир будущего, где отчуждение от реальности становится единственным уделом неординарных личностей, автор проекта не зацикливается на антиутопичном мотиве, отчасти объясняющем поведение героев. Режиссер погружается гораздо глубже в сферу неразрешенных психологических конфликтов, обнажая которые можно надеяться на некоторое «освобождение» от мучительного бремени неопределенности человеческого существования и обретение пресловутого «смысла жизни». Попробуем пролить свет на суть внутреннего мира персонажей одного из самых ярких фильмов, прогремевших на семьдесят шестом Венецианском кинофестивале.
Чувство одиночества и эскапизм
Пожалуй, мало что в человеческой жизни возникает на пустом месте, особенно осознание себя абсолютно обособленным от социума даже тогда, когда внешне ты выполняешь все предписания во сто крат лучше остальных. Подобное отчуждение переживают оба МакБрайда, однако сын Рой (Брэд Питт), в отличие от отца, тяготится постоянным ощущением закрытости и невозможности чистосердечно отдавать другим свою любовь и дружбу. Эта внутренняя «закупоренность» проявилась и в отношениях с бывшей женой, страдавшей от чрезмерной замкнутости горячо любимого мужа, но в конце концов прекратившей все попытки что-либо изменить; и в общении с коллегами, весьма поверхностном, всегда не выходящем за рамки протокола. Мастерский контроль эмоций, ставший предметом восхищения начальства, к тому же не раз спасавший героя в патовых ситуациях, на самом деле является не чем иным, как атрофией человечности. Ты бы и рад чувствовать, как все остальные, но, в силу ряда серьезных психологических причин, это попросту невозможно. В то же время одержимый мечтой найти инопланетный разум Клиффорд полностью погружен в свою миссию. Люди для него лишь инструменты на пути к цели, включая даже лучшего друга Прюитта, личная жизнь которого, как и остальных коллег по проекту, ничего не значит. И Рой, и Клиффорд стараются сбежать от мира, однако у каждого из них своя мотивация. Отец тяготится «мелкими» масштабами человеческих возможностей. Подобно множеству великих гениев, выдающийся астронавт не приемлет компромиссов. Он желает хоть немного приблизиться к запредельному знанию, а не застрять вместе с миллионами «посредственных» человеческих особей в зыбком болоте житейских реалий. Эскапизм Роя, напротив, вызван не столько «усталостью» от привычных неискоренимых пороков человеческой цивилизации, сколько желанием в конце концов обрести смысл собственного существования. А сделать это невозможно без ответов на вопросы, которых у героя накопилось в избытке. И задать их нужно не пустоте безмолвствующего мироздания, а именно тому, кто является первопричиной всех внутренних мучений – родному отцу.
Взаимоотношения сына с отцом и внутренний «Родитель»
В погоне за ответами Рой постепенно раскрывает зрителям истинную причину своего тотального отчуждения. Зная, что отец пропал навсегда, поэтому уже никогда не объяснит неоправданно холодное отношение к семье, майор пытается заглушить чувство нехватки любви, и, как следствие, потерянности, беспомощности, пугающей безысходности. Он окружает себя непробиваемой стеной, и этот стальной заслон формируется благодаря единственному стержню, известному запутавшемуся в жизни человеку. Подражание примеру отца, стремление сделать все, чтобы «не опозорить» почитаемого всеми «героя», без вести пропавшего в глубинах космоса, стало возможным благодаря исключению двух важных компонентов берновской триады «Ребенок-Родитель-Взрослый». По сути в нормальной личности должно быть всего десять процентов от «Родителя», между тем Рой пытается увеличить этот показатель до ста, что приводит к крайней степени скрытой депрессии. Бессознательно «наказывая» себя за холодность отца, сын «искупает» «вину» через нечеловеческое самоограничение и постепенно теряет способность чувствовать. Лишь изредка герой поступает как «живой» человек со всеми присущими ему аффективными реакциями. Однако, добравшись до источника всех своих терзаний, младший МакБрайд понимает, что его возведенный в культ родитель на самом деле всегда был «Ребенком», ставящим свои желания превыше всего. В финале фильма Клиффорд заставляет сына отстегнуть ремень и дать ему погибнуть, вновь обнажая весь свой безнадежный инфантилизм. Именно в этот момент Рой свергает отца с пьедестала, ведь тот оказался по сути слабее любого «обычного» земного мужчины. Сбросив многолетний балласт, герой наконец-то обретает желанный смысл жизни и по-настоящему впускает в свое сердце других людей.
Кто из персонажей осмелился жить «здесь и сейчас»
•?Жена Роя – женщина, желавшая найти подлинное человеческое счастье. Ей это удается, ведь майор всегда жалел о расставании со своей супругой. После возвращения на Землю мужчина все-таки решается открыть себя любимой женщине и начать жить по-настоящему.
•?Полковник Прюитт – противоречит Клиффорду и решает уйти из проекта «Лима». Искренне заботится о сыне бывшего друга и проявляет к нему самые прекрасные чувства.
•?Доктор Лантос – слишком «жива» и эмоциональна для своего высокого положения в военной иерархии, помогает Рою понять всю правду об отце.
Несмотря на то, что тайный смысл фильма оказался призывом к человечности и манифестом подлинной жизни, проект нельзя назвать шаблонным. Это один из ярчайших фильмов 2019 года. Душевные метания главного героя проводят зрителя сквозь яркую палитру многогранных человеческих чувств, в очередной раз заставляя осознать ценность любви и тщетность веры в «кумира», будь то «великая цель» или «безукоризненный авторитет».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.