Диагностическая методика «Кактус»

Диагностическая методика «Кактус»

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:

Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность — на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Марина Памфилова. Обруч. 2000. № 5. С. 12-13

Оставить заявку на консультацию
[contact-form-7 404 "Не найдено"]

About Author

Katya


Комментарии

  1. Adrian49Rop:

    Слова — это блестящая вещь, острая и режущая, как раскрытые ножницы.

  2. Галина:

    Я педагог дополнительного образования. Искала методики диагностики младших школьников. Осталась очень довольна и благодарна автору за предоставленные сведения. Большое спасибо. Галина Войтова.

  3. admin:

    Галина, всегда пожалуйста. Как у педагога у вас ещё есть мощный инструмент — наблюдение. И вы всегда можете сопоставить результаты. Старайтесь, проводя диагностику, опираться всегда на несколько методик и удачи 🙂

  4. LesterLern:

    Это удивило меня

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
RECENT COMMENTS
  • Adrian49Rop:

    Слова — это блестящая вещь, острая и режущая, как раскрытые ножницы.

  • Галина:

    Я педагог дополнительного образования. Искала методики диагностики младших школьников. Осталась очень довольна и благодарна автору за предоставленные сведения. Большое спасибо. Галина Войтова.

  • admin:

    Галина, всегда пожалуйста. Как у педагога у вас ещё есть мощный инструмент — наблюдение. И вы всегда можете сопоставить результаты. Старайтесь, проводя диагностику, опираться всегда на несколько методик и удачи 🙂

  • LesterLern:

    Это удивило меня

  • Новые комментарии
    • admin
      Нейрографика
      Да. Все верно. Благодаря такой работе строятся новые нейронные связи.
    • Євгенія Чечель
      Нейрографика
      Добрый вечер. Я первый раз читаю статью на даную тему и мне очень понравилось :) Как именно етод метод влияет на психическое состояние?) Мне кажется что етот метод помогает решать…

    Сайт создан и продвигается компанией Артизан-тим

    Яндекс.Метрика