Дошкольный возраст время особой любознательности ребёнка. Ребенку интересно все: отчего бывает дождь, как растет трава, где живет носорог и почему мальчики отличаются от девочек. Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Своё любопытство дети удовлетворяют по-разному. Ежедневно они делают открытия, которые позволяют чувствовать свою значимость (конечно, если имеют поддержку со стороны взрослых). Они задает вопросы, на которые сами же пытается ответить, если же не получается — обращается к тем, кто непременно знает ответ.
Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача: удовлетворить детский интерес и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику. Обычно к 1,5—2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка. В 3 года дети воспринимают свой пол как нечто непостоянное (мальчики часто гордятся своими половыми органами, а отсутствие подобных у девочек расценивают как результат родительского наказания или потери).
В дальнейшем ребенок постепенно осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Происходит так называемая половая идентификация ребенка. Мальчик понимает, что, когда он вырастет, то будет мужчиной, папой, дядей, а девочка — женщиной, мамой, тетей. При этом половые органы вызывают наибольшее любопытство.
Детские игры в доктора или в папу и маму, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют половой акт не являются появлением сексуального поведения, а являются частью процесса познания окружающего мира. Дети хотят выяснить строение тела представителей противоположного пола. Это ничуть не хуже, чем желание узнать устройство новой машинки или механизма в музыкальной игрушке.
Это абсолютно нормальное явление. Если дети удовлетворят этот интерес вовремя, то у большинства из них к концу дошкольного возраста он утихает. Здесь многое зависит от того, как реагируют на это взрослые, — говорит кандидат психологических наук Зоя Григорьевна Кисарчук. Если детей стыдить и ругать за подобные игры, то в результате можно получить тот самый нездоровый акцент, который пугает взрослых. Гнев родителей может лишь подогреть интерес, уже почти удовлетворенный. Поэтому преследовать такие игры не стоит, в привычку они наверняка не войдут. Взрослым надо лишь занять детей чем-то не менее интересным. И уж, разумеется, недопустимы акценты на сексуальной стороне ситуации.
Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами именно к вам. Следует научить детей относиться к обнаженности без страха и предрассудков. При этом важно помнить несколько правил:
- Не стоит скрывать от ребенка различия между мальчиками и девочками, но и акцентировать на этом внимание постоянно тоже не следует. Ребенку вредно как пуританское так и слишком развязное отношение родителей к сексуальному воспитанию.
- Совместные купания мальчика с матерью следует прекращать, когда ему исполнится 4 года, девочки с отцом — с двух лет. Совместное купание брата и сестры можно продолжать до 4 -5 лет.
- После года ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и постоянного страха.
- Следует исключит возможность ребенка видеть сексуальные сцены по телевизору или в печатных изданиях.
- Не следует быть слишком мягким и уступчивым либо чрезмерно строгим по отношению к ребенку своего пола. К чему это приводит? Ребенок перестает подражать и учиться у своего родителя.
Если ребенок пришел к вам с вопросом на «щекотливую» тему, отвечайте используя необходимые примеры из книг и личного опыта. Не переполняйте ребенка информацией, а говорите о том, что он хочет знать, и теми словами, которые он понимает. Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику. Детское любопытство должно удовлетворяться спокойными и достаточно полными вашими объяснениями. Если родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес может стать нездоровым.
Начните со встречных вопросов, уточняющих взгляды ребенка, но не подсказывающих ему ответы: чем отличаются мальчики и девочки? откуда у людей берутся дети? Как мамы становятся мамами? Как папы становятся папами? Давайте информацию ребенку постепенно, по мере возникновения вопросов и так, чтобы ребенок смог понять её.
Для наглядного представления можно использовать следующие книги: «Как я появился на свет» Януша Катерина, «Главное чудо света» Георгия Юдина, «Откуда берутся дети?» Дорис Рюбель. Прежде чем продемонстрировать книги детям просмотрите их сами, и решите, какие страницы на данном этапе следует просмотреть, а какие ещё могут подождать, вся ли информация соответствует вашим морально-этическим требованиям к изданию. Можно использовать только картинки, а текст придумать самостоятельно, исходя из собственного опыта.
Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Вы можете рассказать все в деталях, сопровождая повествование картинками и даже получить пересказ изложенного, но на следующий день ваше чадо не вспомнит ни слова или расскажет свою версию. Сексуальное просвещение — это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.
Согласна с автором. С ребёнком обязательно нужно разговаривать на доступном ему языке и обсуждать все интересующие вопросы, а не отмахиваться.
Чаще всего после таких разговоров чувствуешь себя неловко.
А кто если не мы объяснит это нашим детям? Я предпочитаю пару минут неловкости, чем мучительные домыслы ребенка или суждения его товарищей по этому вопросу.
Мне жена говорит, поговори с сыном, а я даже не знаю как начать. Может потом, когда постарше будет поговорить. Или сам разберется.
А почему жена считает, что необходимо поговорить с сыном об отличиях мальчиков и девочек?