Музейная арт-терапия — уникальный в своем роде метод работы с человеческой психикой. Посредством творчества, в окружении картин и скульптур знаменитых художников, ведется психолого-педагогическая деятельность. Её цель – получения положительной динамики в эмоциональной и интеллектуальной сферах участников процесса, гармоничное стимулирование личностного роста.
Это интересное направление развивают в Русском музее Санкт-Петербурга уже более 20 лет, его самоотверженные сотрудники. На сегодняшний день арт-терапевтические занятия проводятся по программе созданной в музее. Они доступны для различных людей попавших в сложную жизненную ситуацию, в том числе инвалидам. Здесь можно окунуться в насыщенную культурно-просветительскую среду и приобщиться к таинству создания художественного образа. Для этого разрабатываются и внедряются специальные проекты.
В нашей стране с детьми-инвалидами активно взаимодействуют многие картинные галереи, однако просветительскую работу там проводят в основном искусствоведы, знакомящие ребят с собраниями музея, используя при этом специально адаптированные программы. В Русском музее с ребятами занимаются психологи, обогащая их внутренний мир и раскрывая творческий потенциал. Это стало возможно благодаря тесному сотрудничеству всех специалистов.
Отдел музейной арт-терапии ставит перед собой серьезные цели:
• создание арт-терапевтичеких, педагогических методик, для развития художественного видения;
• внедрение программ и проектов, которые предназначены для детей и взрослых с различными психическими и физическими возможностями здоровья, помогающих им в творческом развитии;
• организация тематических конференций, семинаров и мастер-классов в художественном музее;
• пополнение фонда дидактических материалов необходимыми ресурсами для работы со сложной аудиторией;
• оказание консультаций для специалистов и помощь в реабилитации людей, имеющих психические или физические проблемы, посредством музейной арт-терапии.
Музейная арт-терапия – метод психолого-педагогической работы, использующий возможности изобразительного искусства и музейной среды для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека. Метод разрабатывается и развивается сотрудниками Русского музея, начиная с начала 90-х годов прошлого века.
Атмосфера музея сама по себе умиротворяюще и благотворно влияет на психику. А если добавить еще и работу психологов, то результат будет еще эффективнее.