Цель упражнения «Цветок»: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от пяти лет.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закройте глаза и представьте прекрасный цветок.
Как он выглядит?
У него может быть длинный или короткий стебель. У него может быть много лепестков. Сколько у него листьев? Важно обратить внимание на цвет бутона. Ведь выбранный цвет может о многом в человеке нам рассказать.
Как он пахнет?
Есть ли у человека какие-либо ассоциации с этим запахом? Обратите внимание на то, что запах может быть каким угодно, вовсе не обязательно, чтобы он пах как какой-либо из известных ребенку цветков.
Где он растет?
Цветок может расти в горах или в лесу, на лугу или около ручья. Мы косвенно сможем определить как ребенок относится к окружающему миру, насколько враждебным он ему кажется.
Что его окружает?
Цветок растет один или таких как он много? Его окружают цветы такого же цвета, как и он сам или другого?
М.б. его окружает просто трава? Насколько яркая эта трава? (Во время рисования обратите внимание насколько тщательно прорисована трава, большое ли внимание ребенок уделил всему тому, что цветок окружает.)
А теперь открой глаза и попробуйте изобразить все, что представили. Какое настроение у вашего цветка? Давайте придумаем историю про него. Как он родился? Чем он занимается? Почему он именно такого цвета?
Примечания: в этом упражнении по арт-терапии важно закончить на положительной ноте, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить историю так, чтобы настроение стало хорошим. Например рассказать как вышло солнышко или как цветок радуется утренней росе и порханию бабочек.
Интересное упражнение. А почему так часто делается акцент на развитии моторики?
Лана, дело в том, что развитие моторики тесно связано с развитием мозга (особенно речевого центра). И если упражнение предназначено для детей, то развитие мелкой моторики очень актуально. Ну, а если вы делаете это упражнение со взрослыми (у которых мелкая моторика уже развита), то эту цель можно опустить.
Нам понравилось занятие ,но еще не совсем понятна психология.
Татьяна, во первых это упражнение на расслабление. Когда ребенок представляет себя цветком, то это как правило, очень приятно. Эмоциональный фон выравнивается. Здесь можно еще сделать акцент на дыхании. Попросить ребенка в начале упражнения сидеть расслаблено с закрытыми глазами и ровно дышать. Прогулка по цветущему лугу, даже воображаемому, несомненно, гармонизирует внутреннее состояние малыша, приносит успокоение. А далее все вопросы диагностические, ведь придумывая историю цветка ребенок фактически воспроизводит моменты из своей жизни или свои фантазии. И тут важно их отработать — проиграть. И обязательно завершить историю счастливым финалом. Это будет позитивный жизненный опыт, который маленький человек сможет использовать в своей дальнейшей жизни. А про развитие воображения я даже не пишу — ему в этом упражнении есть где разгуляться.
Пыталась провести упражнение с детками 5 и 7,5 лет. Со старшим упражнение получилось, но шло тяжело, пришлось задавать вопросы, давать альтернативы, а когда он начал рисовать цветок, то рисовал совсем не то, о чем проговаривал. Может быть я что-то делала не так? Младший вообще сказал, что сперва нарисует, а потом расскажет о нем…
Главное, чтобы дети не воспринимали это все как сложное задание, а как игру или развлечение. Не нужно стараться выполнить все указания или держаться строгих рамок, процесс воображения и творчества этого не терпит. Следите, чтобы детям было комфортно и они получали радость от рисования.