Арт-терапия. Как это работает

Арт-терапия. Как это работает

Л. С. Выготский говорил об особой роли художественной деятельности как в развитии психической функции так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий искусством  формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того это источник позитивных переживаний. Есть два пути воздействия художественными образами:

  • путь восприятия;
  • путь деятельности.

Изобразительная деятельность как инструмент коррекции подходит для людей с несформированными  навыками общения, для агрессивных и гиперактивных детей, для чересчур замкнутых, тревожных детей. Она помогает определить и выразить свои чувства, отреагировать их, снять напряжение, получить положительные эмоции.

Есть мнение, что человек сам способен помочь себе изображая то, что подсказывает ему воображение. Возьмите в руки кисти и краски или просто карандаш и прислушайтесь к себе. Изобразив неприятные чувства вы отстранитесь от них и сможете быстрее от них избавиться, например разорвав рисунок, а изобразив что-то приятное, сможете любоваться на это снова и снова поднимая себе настроение. Это самые простые техники. Ниже приведены принципы, типы и структура проведения арт-терапевтических занятий.

В. В. Брофман предлагает следующие принципы

 работы на коррекционном занятии

  1. Принцип ритуала (начинать за заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым  действием, например, передавать по кругу кисточку и говорить о своих впечатлениях);
  2. Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д. );
  3. Принцип личностного общения (все участники группы могут общаться между собой, высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого участника и запрещает переходить на личности);
  4. Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так , как считаешь нужным»);
  5. Принцип авторства(подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
  6. Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
  7. Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
  8. Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
  9. Принцип права на ошибку (каждый иммеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).

 

О. А. Карабанова   выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

 

М. Бетенски предлагает следующие этапы работы на занятии:

  1. Свободная активность перед  творческим процессом –  непосредственно переживание, медитация;
  2. Процесс творческой работы – создание образа, визуальное представление;
  3. Дистанцирование, процесс рассматривания;
  4. Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Литература

« Previous Post

Комментарии

  1. Roland:

    Интересная статья. Спасибо. Еще буду углубляться.

  2. Светлана:

    Хорошо бы, если бы в школах, хотя бы раз в месяц, проводились занятия по арт-терапии с хорошим специалистом. Можно было бы на ранней стадии выявлять, какие у детей психологические проблемы.

    • admin:

      В американских школах есть занятия для детей по арт-терапии. В такие группы попадают ребята с различными проблемами по направлению психолога. Проводить одно занятие со всеми раз в месяц не имеет большого смысла. Занятия должны быть регулярными и по определенному плану, в группе не более 12 человек. Выявить тревожных или агрессивных детей вполне может школьный психолог используя, например, тест «Несуществующее животное». Чаще всего в наших школах отправляют к психологу учеников, с которыми не может справиться учитель. И многие психологи используют арт-терапевтические методы в своей работе. Надо сказать, что в наших школах на одного психолога приходится слишком много детей, что часто делает невозможным качественное ведение психологического сопровождения.

  3. omega:

    Как я поняла, такой специальности, как арт-терапевт в России нет. Есть профессия психолог, и он может применять в своей работе методы арт-терапии.

  4. Robert:

    Спасибо за ссылки на книги. Уже заказал в Лабиринте 🙂 Надеюсь, на приятное чтение.

  5. Cramer:

    Арт-терапия работает просто: человек изображает свои эмоции на бумаге, а задача психолога состоит в том, чтобы правильно расшифровать переданное в рисунке и красках психологическое состояние пациента и помочь ему.

  6. Yano4ka:

    Сейчас читаю книгу «Путь к волшебству. Теория и практика арт-терапии», автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Очень интересная. Если не получится работать по этой специальности, все равно буду осваивать арт-терапию для себя.

  7. Anton:

    Это сугубо информационный ресурс, где опубликованы различные статьи и новости, размещённая на нём информации даёт возможность более глубоко познакомиться с арт-терапией.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Инстаграм
Новые комментарии
Яндекс.Метрика