Диагностическая методика «Автопортрет»

Диагностическая методика «Автопортрет»

Этот проективный тест позволяет оценить психологический портрет человека с нестандартного ракурса. Арт-терапевтическая практика дает возможность лучше понять эмоциональные составляющие личности. Благодаря анализу образов, бессознательно проявляющихся в процессе рисования, можно оценить уровень самооценки человека, его психологическое состояние, наличие тревожности и т.д.
На чистом листе предложите клиенту  нарисовать себя таким, каким он представляет, предоставив набор цветных карандашей и ластик. Создавая автопортрет, люди воссоздают на картине собственные нужды и беспокоящие их внутренние конфликты, понять которые можно, проанализировав получившийся рисунок.

Проективная методика автопортрет: варианты ее интерпретации

Расположение рисунка. Это важный признак при анализе, позволяющий оценить степень самооценки человека. Ее адекватный уровень иллюстрируется расположением персонажа в центре листа. При завышенной и заниженной самооценке портрет смещен вверх и вниз холста соответственно.
Голова. В тесте «Автопортрет» этот образ психологи склонны интерпретировать как индикатор интеллектуальной и социальной развитости. Показателем нормы считается пропорционально правильная голова. Ее атипичное увеличение на рисунке может свидетельствовать о незаурядных интеллектуальных способностях и высоком уровне социализации. Равно как и наоборот.
Шея. Если она чрезмерно длинная, это может говорить об эмоциональном дискомфорте и потребности в защите. Отсутствие шеи свидетельствует о слабо развитых механизмах внутреннего самоконтроля.
Туловище. В ходе интерпретации теста «Автопортрет» эту часть тела рассматривают как индикатор базовых потребностей. Сбалансированное и симметричное тело свидетельствует об удовлетворенности в данном вопросе.
Лицо. Оно символизирует открытость к внешнему миру. Тщательная прорисовка его элементов свидетельствует о хорошей адаптации в обществе, открытости стороннему мнению, готовности прислушиваться к критике.
Руки и ноги. Первые являются отражением созидательной активности ребенка. Длинные руки на рисунке – психологический атрибут активных детей; короткие свойственны пассивным личностям. Характер прорисовки ног (крепкие и сильные/тонкие и слабые) позволяет оценить, насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающем мире.
Интерпретация дополнительных признаков
Помимо анализа самого рисунка не следует забывать о важных дополнительных признаках. К ним относят:
• степень нажима на карандаш (сильное надавливание свидетельствует о чувстве тревоги, внутренних эмоциональных конфликтах);
• стирание и перерисовка фрагментов (беспокойство, неуверенность);
• жирные контуры и большое количество углов (скрытая агрессия);
• цветовые приоритеты (с психологическими значениями цветов можно ознакомиться в соответствующих разделах нашего сайта).
На основе всех этих факторов проводится глубинная интерпретация  автопортрета.

Комментарии

  1. КсенияГ.:

    Да, автопортрет о многом говорит. Я когда работала в лагерях воспитателем, я детишкам давала в первый и последний день задание нарисовать свой автопортрет. И потом анализировала и делала выводы как мне себя вести с ними. И очень интересно ещё наблюдать по рисунку, как ребята изменился за смену в лагере.

  2. Светлана:

    Безусловно, наши рисунки могут рассказать о многом, а автопортрет тем более. Помню, меня как-то просили нарисовать любое животное, и это должно было отражать внутренний портрет. Мое животное, например, смотрело влево, и это означало, что я смотрю в прошлое. Почему-то запомнился этот случай. Я думаю, технику автопортрета, описанную в этой статье, можно применить не только к детским рисункам, но и ко взрослым. Это будет хорошая психотерапия! А родителям данная техника поможет лучше понять своего ребенка, главное, заранее не рассказывать о значении особенностей рисунка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Инстаграм
Новые комментарии
Яндекс.Метрика