Диагностическая методика «Автопортрет»

Post 30 of 78
Диагностическая методика «Автопортрет»

Этот проективный тест позволяет оценить психологический портрет человека с нестандартного ракурса. Арт-терапевтическая практика дает возможность лучше понять эмоциональные составляющие личности. Благодаря анализу образов, бессознательно проявляющихся в процессе рисования, можно оценить уровень самооценки человека, его психологическое состояние, наличие тревожности и т.д.
На чистом листе предложите клиенту  нарисовать себя таким, каким он представляет в данный момент, предоставив набор цветных карандашей и ластик. Создавая автопортрет, люди воссоздают на картине собственные нужды и беспокоящие их внутренние конфликты, понять которые можно, проанализировав получившийся рисунок.

Интерпретация результатов

Расположение рисунка. Это важный признак при анализе, позволяющий оценить степень самооценки человека. Ее адекватный уровень иллюстрируется расположением персонажа в центре листа. При завышенной и заниженной самооценке портрет смещен вверх и вниз холста соответственно.
Голова. В тесте «Автопортрет» этот образ психологи склонны интерпретировать как индикатор интеллектуальной и социальной развитости. Показателем нормы считается пропорционально правильная голова. Ее атипичное увеличение на рисунке может свидетельствовать о незаурядных интеллектуальных способностях и высоком уровне социализации. Равно как и наоборот.
Шея. Если она чрезмерно длинная, это может говорить об эмоциональном дискомфорте и потребности в защите. Отсутствие шеи свидетельствует о слабо развитых механизмах внутреннего самоконтроля.
Туловище. В ходе интерпретации теста «Автопортрет» эту часть тела рассматривают как индикатор базовых потребностей. Сбалансированное и симметричное тело свидетельствует об удовлетворенности в данном вопросе.
Лицо. Оно символизирует открытость к внешнему миру. Тщательная прорисовка его элементов свидетельствует о хорошей адаптации в обществе, открытости стороннему мнению, готовности прислушиваться к критике.
Руки и ноги. Первые являются отражением созидательной активности ребенка. Длинные руки на рисунке – психологический атрибут активных детей; короткие свойственны пассивным личностям. Характер прорисовки ног (крепкие и сильные/тонкие и слабые) позволяет оценить, насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающем мире.
Интерпретация дополнительных признаков
Помимо анализа самого рисунка не следует забывать о важных дополнительных признаках. К ним относят:
• степень нажима на карандаш (сильное надавливание свидетельствует о чувстве тревоги, внутренних эмоциональных конфликтах);
• стирание и перерисовка фрагментов (беспокойство, неуверенность);
• жирные контуры и большое количество углов (скрытая агрессия);
• цветовые приоритеты (с психологическими значениями цветов можно ознакомиться тут).
На основе всех этих факторов проводится глубинная интерпретация  автопортрета.

Упражнение «Автопортрет»

Цель: выявление и закрепление идеального образа «Я», найти ресурс.

Материалы: бумага, ластик, карандаш.

Представленную диагностическую методику можно использовать и как арт-терапевтическое упражнение. После анализа рисунка, предложите клиенту изменить портрет, изобразив на нем человека, которым бы он хотел стать. Можно изменить цветовую гамму, общий эмоциональный фон или обстановку, добавить детали. Ограничением является только размах воображения. И теперь у нас есть осязаемый образ, то к чему можно стремиться — это первый шаг на пути к трансформации. И проблема меняется на возможность.

В упражнении можно использовать цифровые технологии создавая коллажи на компьютере или используя вырезки из журналов. Также можно предоставить выбор различных художественных материалов. Такая практика настроит клиента на позитивный лад и поможет выявить желания и пути их достижения. Важно прочувствовать состояние после создания «идеального» портрета и постараться остаться в нем.

2 комментария

КсенияГ.Сентябрь 14, 2016 at 00:44Reply

Да, автопортрет о многом говорит. Я когда работала в лагерях воспитателем, я детишкам давала в первый и последний день задание нарисовать свой автопортрет. И потом анализировала и делала выводы как мне себя вести с ними. И очень интересно ещё наблюдать по рисунку, как ребята изменился за смену в лагере.

СветланаНоябрь 24, 2016 at 07:25Reply

Безусловно, наши рисунки могут рассказать о многом, а автопортрет тем более. Помню, меня как-то просили нарисовать любое животное, и это должно было отражать внутренний портрет. Мое животное, например, смотрело влево, и это означало, что я смотрю в прошлое. Почему-то запомнился этот случай. Я думаю, технику автопортрета, описанную в этой статье, можно применить не только к детским рисункам, но и ко взрослым. Это будет хорошая психотерапия! А родителям данная техника поможет лучше понять своего ребенка, главное, заранее не рассказывать о значении особенностей рисунка.

Яндекс.Метрика