Диагностическая методика «Моя семья»

Post 32 of 78
Диагностическая методика «Моя семья»

Рисуночный тест «Моя семья» часто используется в детской арт-терапии. Это объясняется удобством и эффективностью данной техники. Образ родителей является наиболее емким и доступным для детского сознания, а его интерпретация становится источником важной психологической информации.

Существует множество разновидностей этого теста и не меньшее количество вариантов его интерпретации. Но все они преследуют общую цель – определить специфику внутрисемейных отношений, которые во многом влияют на становление ребенка как личности.

Проведение диагностической методики изучения семьи

Для реализации этой арт-терапевтической техники понадобится:

  • лист, форматом А4;
  • 6 цветных карандашей (желательно подбирать цвета с ярко выраженными смысловыми значениями, к примеру: черный, белый, зеленый, желтый, коричневый, красный);
  • ластик.

Приступать к тесту имеет смысл лишь в случае, если этого желает ребенок. Предложите ему изобразить свою семью, причем не давая уточнений, что такое «семья» и уж тем более, что именно рисовать. При необходимости можно дать наводящие подсказки: предложить нарисовать семью, занятую повседневными делами, или изобразить семейный круг так, как его представляет он сам.

Время, отводящееся на выполнение задания, не должно ограничиваться. Также следует объяснить ребенку, что можно пользоваться ластиком. Для интерпретации проективного теста «Моя семья» важно обратить внимание на:

  • последовательность изображения людей;
  • задержки более 20 секунд при прорисовке деталей;
  • стертые фрагменты;
  • словесные комментарии к рисунку;
  • также обращайте внимание на детские эмоции при прорисовке различных персонажей.

После того как рисунок будет готов, необходимо задать ряд вопросов, которые помогут настроить ребенка на открытый эмоциональный диалог. Спросить, кто изображен на рисунке? Как себя чувствует каждый из персонажей? Кто здесь самый счастливый, а кто опечален?

Тонкости психологической интерпретации

Изображенный состав. Ребенок, не испытывающий эмоционального дискомфорта, всегда изобразит полный семейный круг. Нарушение реального состава – практически всегда свидетельствует о внутреннем эмоциональном конфликте. Его причины обязательно следует выяснить и предпринять все необходимые меры для разрешения. Отсутствие кого-то из членов семьи говорит о сложных взаимоотношениях этого человека с автором рисунка.

Характер прорисованных деталей. Об эмоциональной привязанности ребенка к тому или иному члену семьи может свидетельствовать:

  • старательность прорисовки персонажа;
  • наличие дополнительных деталей: украшений, узоров, фантастических элементов;
  • широта применяемой цветовой палитры.

Все эти моменты имеют большое значение при проведении диагностической методики изучения семьи.

Анализ процесса рисования. Первым на рисунке обычно изображается представитель семьи, наиболее значимый для рисовальщика. Стандартная цепочка у человека, не испытывающего эмоционального дискомфорта, выглядит так: мама — отец — ребенок — братья/сестры, пр. Смещение отца или матери на последнюю позицию в этой очередности может свидетельствовать о негативном отношении к конкретному человеку.

О конфликтном отношении ребенка к тому или иному члену семьи также свидетельствуют длительные паузы, которые делаются перед рисованием определенных персонажей или элементов. О сомнениях и эмоциональном дискомфорте по отношению к человеку может говорить стирание ластиком определенных фрагментов на рисунке во время арт-терапии.

Яндекс.Метрика