Арт-терапия. Как это работает
Л. С. Выготский говорил об особой роли художественной деятельности как в развитии психической функции так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий искусством формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того это источник позитивных переживаний. Есть два пути воздействия художественными образами:
- путь восприятия;
- путь деятельности.
Изобразительная деятельность как инструмент коррекции подходит для людей с несформированными навыками общения, для агрессивных и гиперактивных детей, для чересчур замкнутых, тревожных детей. Она помогает определить и выразить свои чувства, отреагировать их, снять напряжение, получить положительные эмоции.
Есть мнение, что человек сам способен помочь себе изображая то, что подсказывает ему воображение. Возьмите в руки кисти и краски или просто карандаш и прислушайтесь к себе. Изобразив неприятные чувства вы отстранитесь от них и сможете быстрее от них избавиться, например разорвав рисунок, а изобразив что-то приятное, сможете любоваться на это снова и снова поднимая себе настроение. Это самые простые техники. Ниже приведены принципы, типы и структура проведения арт-терапевтических занятий.
В. В. Брофман предлагает следующие принципы
работы на коррекционном занятии
- Принцип ритуала (начинать за заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым действием, например, передавать по кругу кисточку и говорить о своих впечатлениях);
- Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д. );
- Принцип личностного общения (все участники группы могут общаться между собой, высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого участника и запрещает переходить на личности);
- Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так , как считаешь нужным»);
- Принцип авторства(подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
- Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
- Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
- Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
- Принцип права на ошибку (каждый иммеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).
О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:
- Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
- Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
- Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).
М. Бетенски предлагает следующие этапы работы на занятии:
- Свободная активность перед творческим процессом – непосредственно переживание, медитация;
- Процесс творческой работы – создание образа, визуальное представление;
- Дистанцирование, процесс рассматривания;
- Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Литература
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.
- Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.
- Справочник педагога-психолога. Детский сад №05, 2012
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.