Арт-терапия. Как это работает

Арт-терапия. Как это работает

Л. С. Выготский говорил об особой роли художественной деятельности как в развитии психической функции так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий искусством  формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того это источник позитивных переживаний. Есть два пути воздействия художественными образами:

  • путь восприятия;
  • путь деятельности.

Изобразительная деятельность как инструмент коррекции подходит для людей с несформированными  навыками общения, для агрессивных и гиперактивных детей, для чересчур замкнутых, тревожных детей. Она помогает определить и выразить свои чувства, отреагировать их, снять напряжение, получить положительные эмоции.

Есть мнение, что человек сам способен помочь себе изображая то, что подсказывает ему воображение. Возьмите в руки кисти и краски или просто карандаш и прислушайтесь к себе. Изобразив неприятные чувства вы отстранитесь от них и сможете быстрее от них избавиться, например разорвав рисунок, а изобразив что-то приятное, сможете любоваться на это снова и снова поднимая себе настроение. Это самые простые техники. Ниже приведены принципы, типы и структура проведения арт-терапевтических занятий.

арт-терапия

В. В. Брофман предлагает следующие принципы

 работы на коррекционном занятии

  1. Принцип ритуала (начинать за заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым  действием, например, передавать по кругу кисточку и говорить о своих впечатлениях);
  2. Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д. );
  3. Принцип личностного общения (все участники группы могут общаться между собой, высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого участника и запрещает переходить на личности);
  4. Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так , как считаешь нужным»);
  5. Принцип авторства(подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
  6. Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
  7. Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
  8. Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
  9. Принцип права на ошибку (каждый иммеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).

 

О. А. Карабанова   выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

 

М. Бетенски предлагает следующие этапы работы на занятии:

  1. Свободная активность перед  творческим процессом –  непосредственно переживание, медитация;
  2. Процесс творческой работы – создание образа, визуальное представление;
  3. Дистанцирование, процесс рассматривания;
  4. Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

 

Литература

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.
  3. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.
  4. Справочник педагога-психолога. Детский сад  №05, 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Инстаграм
Новые комментарии
  • Каллиопа
    День психолога
    Цель праздника повышение престижа профессии психолога и признательность за труд специалистов, приобщение людей к посещению психологов.
  • Mamo4ki
    Адаптация ребенка в детском саду. Диагностическая методика.
    Методика специально предназначена для исследования общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада, о которой говорилось выше.…
Яндекс.Метрика