Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Здоровый ребёнок, ни чем не отличающийся от других детей. При рождении высший балл по шкале Апгара, хорошее развитие лет до 1,5. Ни что не указывает на отклонение, всё в норме, прекрасный малыш. И только со временем наблюдательные родители начинают замечать, что их ребёнок, почему то, не начинает говорить, плохо сидит, не пошёл в положенный срок, как его сверстники. Дальше проявляются другие странности: ребёнок подолгу смотрит в одну точку, плачет и кричит, когда к нему прикасаются близкие люди, не реагирует на обращение по имени, не может сформулировать свою потребность, пугается смены обстановки и т.д. С каждым днём близким людям становится понятно – с малышом что-то не в порядке. Поход к опытному специалисту и диагноз – аутизм.

Аутизм – это нарушение в правильном развитии головного мозга, нарушение сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция, в свою очередь, это способность нейронов организовано передавать импульсы, вследствие чего все совершаемые действия выглядят правильно и адекватно. При нарушениях и отклонениях в работе головного мозга происходит заторможенность в передаче импульсов. Увидеть, как работает мозг, нельзя, но вся его работа отображается в действиях человека, его поступках, способностях и реакцию на окружающую среду. У деток, больных аутизмом, нет контакта с окружающими, их интересы ограничены.

Всё, что делают люди, какие элементарные физические и умственные действия совершают на протяжении дня – это всё правильная организация нейронов и передача импульсов. У детей, больных аутизмом, все процессы нарушены, заторможены. Их не интересуют новые игрушки, так как они попросту не способны понять, что с ними делать. Детей аутистов пугает всё, остаются только привычные, приобретённые ранее, навыки. Этим и обусловлена привязанность к однообразной еде, одному и тому же маршруту во время прогулок, порядку и расстановке предметов в доме. Любое отклонение и нововведение вызывает у ребёнка крик, протест, эмоциональный и очень длительный.

И всё же, несмотря на непростой диагноз, аутизм – не приговор. Начатое и правильно подобранное лечение,  способно максимально адаптировать и социализировать ребёнка. Именно до семи лет формируются все процессы в головном мозге, которые, подобно строению дома, складываются как кирпичики в одно целое. Все заложенные знания и полученные навыки в этом возрасте будут влиять на дальнейшее качество жизни ребёнка, его хорошие или плохие способности к науке, социуму.

Любую болезнь можно если не вылечить, то максимально откорректировать. Главное, вовремя её заметить, найти хороших специалистов и немедленно приступить к лечению.

 Развитие речи у больных аутизмом

Нарушение речи у больных аутизмом деток – это, к сожалению, явление частое. В норме ребёнок в 1-1,5 года начинает произносить свои первые осмысленные слова. Больной аутизмом малыш может произнести первое слово лет в 13 или не произнести вообще, если вовремя не начать с ним усиленно заниматься. Научить говорить здорового ребёнка не просто, научить разговаривать аутиста самостоятельно практически невозможно. Только специалисты, разбирающиеся в болезни (таких детей не много), смогут индивидуально подобрать программу занятий, благодаря которым ребёнок с аутизмом сможет научиться говорить. К таким специалистам относятся:

Психолог

Дефектолог

Логопед

Кинезиотерапевт.

Помимо индивидуальных занятий есть программы, которые используются многими специалистами для комплексного лечения детей с аутизмом, в том числе и проблем с речью (Томатис терапия, See and Learn, АВА-терапия, например).

 Занятие с ребёнком в домашних условиях

Больных аутизмом деток с каждым годом становится всё больше, как показывают статистические исследования, но вопреки этому специалистов, занимающихся этой проблемой, очень мало. Тяжело приходится родителям ребёнка с РАС, проживающим в маленьких городах, посёлках или деревнях, где совсем не к кому обратиться со своей бедой. Альтернативой станут занятия, которые можно и нужно выполнять в домашних условиях. К таким занятиям можно отнести:

1. Взгляд непонимания тогда, кода ребёнок пытается что-то попросить, не используя при этом речь. Это делается для того, чтобы стимулировать малыша выразить своё желание в словесной форме. Нужно быть готовым к возможной агрессии со стороны аутиста, капризам, истерикам.

2. Постоянно разговаривать с ребёнком, комментируя всё происходящее.

3. Учить малыша говорить по картинкам, держа их возле своих губ.

4. Упростить разговорную речь, используя короткие фразы и простые слова.

5. По возможности нужно сопровождать разговорную речь мимикой, жестами, делая её наглядной.

6. Развивайте речь с помощью детских стишков, потешек, рассказывая их эмоционально. Нужно стараться максимально привлечь внимание ребёнка в этот момент.

7. Запомнить и выучить имена домочадцев можно помочь аутисту с помощью фотографий изображением близких людей.

8. Учить нужно путём повторения имеющихся слов в словарном запасе, постепенно добавляя не больше одного слова. Если не получается у малыша повторять слова, пускай учится повторять действия.

9. Развивать мелкую моторику, перебирая мелкие предметы, работая со шнуровкой, делая аппликации и рисунки. Часто таким деткам проще взаимодействовать по средствам рисования.

10. Обязательно нужно хвалить ребёнка за любое правильное действие, выученное слово или правильно выполненное задание.

Терпение и желание научить ребёнка – вот главная задача взрослых, в чьей семье появился ребёнок с непростой болезнью аутизм. Ещё важно любить ребёнка таким, какой он есть, ведь детки с аутизмом не смотря на свои особенности имеют необыкновенные способности, которые не доступны обычным детям.

Комментарии

  1. Ирина:

    По мнению большинства современных авторов, ранний детский аутизм представляет синдром или группу сходных синдромов разного происхождения. Более четко очерченными являются те варианты синдрома, которые получили наименование синдромов Каннера и Аспергера. Несмотря на наличие определенных различий, разграничение их весьма условно.

  2. Мария Алексеенко:

    Знакомая, помимо арт-терапии и пальчиковых игр, испробовала с сыном метод иппотерапии. Лошади на него благотворно подействовали, появились положительные эмоции. Желательно, не в одиночку кататься, а групповые занятия выбрать, дабы другие дети рядом катались.

    • admin:

      Вы совершенно правы по поводу иппотерапии. Психологи вообще советуют заниматься вместе с мамой на одной лошади, чтобы укреплять контакт. И после занятия обязательно проговаривать все, что там произошло, лепить и рисовать.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Инстаграм
Новые комментарии
Яндекс.Метрика