В классических и современных арт-терапевтических методиках интерес специалистов пристально фокусируется на таком жанре литературного творчества как сказка. Исследователи склонны рассматривать сказки не просто в качестве оригинального художественного повествования, а как сложную архетипическую метафору, в которой раскрываются важные смысловые пласты. Неудивительно, что сказка стала основой, на которой было создано не одно арт-терапевтическое упражнение. На наиболее универсальном из них мы и остановимся.
Упражнение «Сказка о герое» является классическим примером ресурсной арт-терапии. Подобные практики позволяют обнаружить не только проблемные моменты в психологическом портрете диагностируемого человека, которые при готовности можно успешно разрешить, но и выявить яркие приятные воспоминания, которые станут источником положительных эмоциональных ресурсов. Данное арт-терапевтическое упражнение одинаково эффективно работает как на детской, так и на взрослой аудитории.
Для того чтобы провести это мероприятие понадобится ручка, лист бумаги и обстановка полного спокойствия. Отдельно заметим, что взрослым желательно отказаться от набора текста на компьютере, в пользу традиционного рукописного формата. В случае если упражнение «Сказка о герое» проводится с детьми, сюжет повествования могут помогать записывать взрослые, не упуская при этом важных деталей. Творческий процесс можно дополнить приятной фоновой музыкой, которая будет способствовать более глубокой релаксации и гармонизации внутреннего состояния.
Поскольку это, в том числе и упражнение на развитие воображения, автору в процессе написания предоставляется полная творческая свобода, но он все же обязан придерживаться определенной структуры повествования.
Во вступительной части сказки необходимо:
- Придумать образ главного героя или героини (это может быть как реальное, так и сказочное существо).
- Описать место и время, на фоне которых разворачивается сюжет.
- Охарактеризовать особенности характера главного героя, описать его образ жизни.
Далее упражнение «Сказка о герое» предполагает придумывание сюжетной завязки. Привычная повседневность главного героя должна измениться из-за возникнувшего на его жизненном пути препятствии. Основная часть рассказа должна повествовать о том, как центральный персонаж истории, при помощи встретившихся ему на пути друзей, преодолевает постигшие его невзгоды и получает символическое вознаграждение за свой сильный характер, позволивший ему не опустить руки в сложной ситуации.
Окончив ресурсное упражнение необходимо вдумчиво перечитать написанную сказку и отыскать сходства в характере главного героя с автором повествования. Затем, проведя аналогию между сюжетом произведения и реальной жизнью, определите на каком этапе сказочного сюжета реальный человек находится в настоящее время и что именно ему может помочь в преодолении текущих сложностей.
Для создания сказки можно использовать метафорические карты или нарисовать героя и его приключения.
Обязательно попробую с дочерью сочинить сказку о герое. Вообще провождение времени с детьми увеличивает стрессоустойчивость.
Вот уж точно задание для каждого, не только деткам. Особенно если отнестись к делу с самоотдачей и без принуждения, неимоверное количество собственных характеристик пойдут в создание вымышленного героя, а уж сколько эмоциональных привязанностей отразится? Хорошая идея, обязательно пригодится.