Арт-терапия в работе со страхами

Арт-терапия в работе со страхами

Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат.

Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: как избавиться от чувства страха (особенно у совсем маленьких детей), рано или поздно обращаются к ней.

Страх и арт-терапия. Механизм воздействия

Преимуществом арт-терапии является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.

Этапы работы со страхом в арт-терапииСтрах
Первый этап арт-терапии носит подготовительный характер и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке (если арт-терапия проводится не на дому) и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет оцениваться по пятибалльной или любой иной шкале, и что он не должен ориентироваться на чьи-либо ожидания.

Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему.

Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять, смывать в унитаз, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.

Третий этап — этап преодоление страхов и неуверенности в себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем-победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием новых способов поведения, наблюдается повышеЭтапы работы со страхаминие самооценки. Это чувство можно закрепить придумывая и иллюстрируя сказку о герое, который побеждает все неприятности на своем пути.

На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.

Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества.

Пути решения проблемы

Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.

Достаточно широко применяются также танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, фото- и видеотерапия, драматерапия, а также интермодальная терапия, объединяющая живопись, драматургию, пластику, риторику и другие виды искусства.

Оставить заявку на консультацию
[contact-form-7 404 "Не найдено"]

About Author

Katya


« Предыдущий пост
Следующий пост »

Комментарии

  1. Софья:

    Эти игры могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями ребенка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
RECENT COMMENTS
  • Софья:

    Эти игры могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями ребенка.

  • Новые комментарии
    • admin
      Нейрографика
      Да. Все верно. Благодаря такой работе строятся новые нейронные связи.
    • Євгенія Чечель
      Нейрографика
      Добрый вечер. Я первый раз читаю статью на даную тему и мне очень понравилось :) Как именно етод метод влияет на психическое состояние?) Мне кажется что етот метод помогает решать…

    Сайт создан и продвигается компанией Артизан-тим

    Яндекс.Метрика