Скандального «Джокера», созданного Тоддом Филлипсом, с большой натяжкой можно назвать артхаусным кино, хотя фильм и был удостоен «Золотого Льва» на Венецианском кинофестивале. Тем не менее автору ленты удалось расшевелить высоколобых эстетов, поднимая провокационные вопросы соотношения общества и отдельно взятой человеческой психики на фоне шаблонного комиксного бэкграунда. Типичный сумасшедший Джокер из вселенной DC в фильме Филлипса уступает место сложной и противоречивой личности, которая кажется истинным художником-философом в большей мере, нежели шизофреником или психопатом. Так кем же на самом деле является персонаж Хоакина Феникса? Попробуем разобраться и найти все скрытые и не очень смыслы данной картины.
Причины и следствия поведения героя
Несмотря на то, что некоторые теории единогласно ставят Джокеру диагноз шизофрении, обосновывается эта точка зрения лишь частым погружением героя в мир собственного воображения. Однако подобное состояние наблюдается и у людей, считающихся в обществе вполне здоровыми: выдающихся деятелей науки, искусства, политических вождей. Разница лишь в том, насколько «безумные идеи» востребованы, а также, какими методами внедряются в жизнь. В лучшем случае «творческие муки» можно заклеймить с помощью диагноза маниакально-депрессивного психоза, представляющего собой чередование приподнятого и подавленного настроения. В этом смысле Джокер, конечно же, переживает постоянное ощущение отстраненности, его бросает то в пляс самозабытья, то в меланхолию, которая всегда возникает в мире объективированных отношений, отчуждения и нетерпимости.
Герой фильма пытается компенсировать нехватку тепла с помощью фантазий о заботливом отце, счастливой влюбленности, самореализации. Такие порывы свойственны большинству вполне «нормальных» людей. Тем не менее Джокер слишком уникален и «не вписывается» в общепринятые рамки «адекватности». Тонкий внутренний мир и возмущение всеобщим лицемерием Артур камуфлирует под мнимым равнодушием – единственной маской, способной, в отличие от грима, хоть как-то уберечь необычного человека от тяжких ударов судьбы. Будь мистер Флек действительно болен, то не отдавал бы себе отчет в полной беспомощности перед чудовищными реалиями этого мира; не помиловал карлика, такого же фрика, как он сам; не стал бы нарочито смеяться, чтобы защитить от респектабельных подонков случайную попутчицу.
Жуткий смех Джокера непроизволен лишь наполовину. Часто это самый настоящий саркастический хохот, нечто наподобие оружия, которое тем не менее практически не действует на недалеких черствых людей. Желал ли Артур стать Джокером? Большинство его действий – это спонтанные, но вполне осознанные порывы, вызванные потребностью наконец-то высказаться, даже если «голос» приведет к абсолютной анархии и кровавой расправе. Хотя Джокер сам себя называет «больным», прекрасно понимая собственное положение, остальной мир он считает еще более «нездоровым». Именно поэтому «деятель»-художник собирает толпу подражателей, постепенно ставя их «по ту сторону добра и зла». Выступление в студии обнажает всю суть неравного противостояния шаблонов нормальности и гротескного «крика души» новоиспеченного преступника. Обвинение со стороны ведущего в жалости Джокера к самому себе оканчивается полным отказом «покончить» со внутренними мучениями. Отныне Джокер не станет мечтать о «красивом» самоубийстве, а понесет возмездие всем, кто посягнет на его человеческое достоинство. Экранную историю Джокера никак нельзя назвать «бредом» пациента психиатрической больницы, ведь финальный эпизод фильма представляет собой внезапную развязку спектакля-акции, хэппенинга, в котором герой лишь сыграл роль художника, рисующего кровавыми красками.
Реальность Джокера и реалии современности
Конечно же, приверженцы теории сумасшествия Артура могут высказать еще несколько важных аргументов в свою пользу. Действительно, Флек получает подтверждение того, что весь знакомый мир оказался сплошной иллюзией: мнимая мать – больной психопаткой, вновь обретенный отец – черствым богачом, так называемое «призвание» комика — абсурдной верой в несуществующий талант. На свете не осталось ничего действительно важного, способного сдерживать колоссальную деструктивную энергетику Джокера. Тем не менее Артур прекрасно осознает, что идет против законов Готэма. Он становится тем человеком, который обнажает все несовершенство системы, и рядом с этим меркнут любые моральные принципы.
Режиссер акцентирует сходство современных мегаполисов с родиной Флека, подчеркивая важность доминирования социальных проблем над возможными психологическими расстройствами. В этом смысле его подход более правдив, чем в серии популярных фильмов о Джокере, где неадекватность персонажа ничем не мотивирована.
Мог ли Джокер избежать своей участи
Решить проблему Джокера означало бы перечеркнуть всю возможную глубину, которую попытался вложить в свое произведение Тодд Филлипс. У Артура нет и не могло быть другого пути; каждый шаг вел героя к утрате последних рычагов, сдерживающих эмоции и сохраняющих его на стороне прогнившего до мозга костей «добра». Особую роль в становлении Джокера сыграли:
•?Псевдо-мать Артура – на первый взгляд беспомощная женщина, вызывающая жалость, фактически — страшный тиран, из-за которого Флек так и не смог научиться выживать.
•?Томас Уэйн – лицемерный богач, которому нет дела ни до кого, кроме своего собственного сына.
•?Мюррей – свергнутый с пьедестала кумир Артура, не способный понять всю глубину личности Джокера.
Несмотря на легкость, с которой героям фильмов навешивают те или иные ярлыки, персонаж Хоакина Феникса не вписывается в общепринятые комиксные шаблоны. Считать ли его сумасшедшим, или своеобразным «героем нашего времени», решать зрителям.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.