Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или предложить ребенку или даже группе детей.
Рисование музыки и релаксация
Выберите приятную мелодию, которая дарит вам спокойствие и умиротворение, найдите спокойное место, расслабьтесь и погрузитесь в музыку. Когда вы почувствуете единение с музыкой можно начинать рисовать. Лучше взять лист бумаги формата А3 для акварели. Лист можно смочить водой перед рисованием, и открыть краски.
Ваша рука с кистью должна следовать за музыкой. Каждый новый звук — это движение кисти, каждый новый инструмент — это новый цвет. Рука двигается изображая музыкальный рисунок, как бы продолжая звуки на бумаге. Будьте сосредоточены на звуках и в то же время расслаблены. Линии, штрихи и пятна будут выливаться из под вашей кисти как музыка выливается из динамика. Они могут быть прерывистыми или плавными, светлыми или темными, насыщенными или бледными. Все зависит от ваших чувств, вашего воображения, мироощущения и цветовосприятия. Когда работа будет закончена, посмотрите на неё целиком. Какие чувства она у вас вызывает? Какая часть картины наиболее приятная и почему? Если ваша картина получилась приятной и умиротворяющей, то вы можете повесить её на видное место и возвращаться к ней, когда вам тревожно или грустно.
Рисование музыки с детьми
Если вы предложили рисование музыки детям, то будьте готовы, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточните какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или подвигать кистями в воздухе. Эти простые упражнения предадут им уверенности.
Во время работы обязательно хвалите детей и поддерживайте их, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.
После окончания рисования работы обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета, линии и формы были использованы для её изображения. Изменилось ли настроение ребят после выполнения задания.
Рекомендуемые мелодии
Глинка «Жаворонок»
Чайковский «Подснежник»
Рахманинов «Испанская полька»
Штраус Увертюра «Маленькая мышь»
Моцарт «Турецкое рондо»
Рада также узнать о многих возможностях арт-терапии.
Ничего не понял — можно поконкретнее.
Mike, все просто — нужно взять кисти и краски включить музыку и начать рисовать. При этом не что-то конкретное, а просто музыку, мелодию. В первый раз может быть сложно, но потом все легче и легче. Рука становится проводником между музыкой и бумагой. Вы интерпретируете музыку как кардиограмма интерпретирует биение сердца, но только здесь нет никаких правил — как изобразить мелодию, которую вы слышите, знаете только вы. Удачи.
Очень здорово! Обязательно дома с дочерью попробую. Пусть развивает воображение и учится выражать свои мысли и чувства на бумаге. Думаю, это поспособствует развитию ее образного мышления.
Изобразить музыку — звучит замечательно! А ведь каждый человек, одну и ту же мелодию, будет изображать по-разному. И в рисунке может отобразиться вся личность человека, с внутренними радостями и проблемами.
Арт-терапия прекрасно подходит для работы с детьми, для выявления их внутренних психологических проблем, о которых ребенок словами рассказать не может. Проанализировав музыкальный рисунок ребенка, можно составить картину его эмоционального состояния.
Отличная идея- изобразить музыку. Спасибо. Проведу со своим классом такой урок. Мне будет очень интересно посмотреть, как дети нарисуют музыку на бумаге.
Только помните, что детям в первый раз сложно понять, как изображать музыку. Постарайтесь объяснить, что они могут использовать любые цвета, линии и формы для её изображения. Если это дошкольники или младшие школьники, то можете в первый раз порисовать вместе с ними. Но сразу объясните, что здесь нет правильного или неправильного рисунка. Каждый изображает музыку так, как именно он её чувствует.
Также обязательно нарисую музыку, с детьми и жену заставлю. Как рисовать, я понял, может, на первых порах немного смена цветов будет отвлекать, но справимся. Больше интересует анализ рисунков. Как его проводить? Ведь проанализировав рисунки можно получить много полезной информации о человеке.
Леонид, не надо только никого заставлять 😉 Арт-терапия — дело добровольное 🙂